План работы
школьного методического объединения
учителей начальных
классов
на 2017/2018 учебный год
Методическая тема:
«Формирование читательской грамотности учащихся средствами учебных предметов
на I ступени
общего среднего образования»
Цель:
совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию
читательских умений учащихся через участие в мастер-классах, обучающих
семинарах.
Задачи:
1. Создать условия для
совершенствования профессиональных умений педагогов по вопросам формирования и
совершенствования навыка чтения учащихся.
2.Повышать уровень профессиональных
компетенций педагогов путём знакомства с наиболее эффективными методами
(приёмами) формирования читательских умений.
3.Создавать условия для реализации
компетентностного подхода в преподавании предметов на I ступени общего среднего
образования.
Формы работы МО
1. Заседания методического объединения.
2. Участие и выступления учителей на школьных, районных МО, семинарах,
конференциях, педсоветах.
3. Повышение квалификации педагогов, прохождение аттестации.
4. Взаимопосещение открытых уроков.
5. Проведение семинаров-практикумов
6.Участие в предметной неделе.
7. Разработка дидактического инструментария к урокам литературного чтения.
Критерии
эффективности
● Овладение учащимися чтением как
средством успешного обучения
● Формирование читательской грамотности
и успешности каждого учащегося
● Воспитание активного понимающего
читателя, умеющего извлекать и преобразовывать нужную информацию.
Заседание
школьного методического объединения
Занятие 1
Дата проведения: 06.12.2017г.
Тема: Особенности
реализации компетентностного подхода в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования.
Форма проведения: методический
диалог
Цель: повышение уровня
профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований.
Задачи:
- распространить успешный опыт в педагогической деятельности творчески
работающих педагогов;
- оказать помощь отдельным педагогам в организации деятельности на уровне
школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных
запросов личности педагога.
I.Научно-методический
блок:
1. Современные требования, предъявляемые к урокам
русской литературы, формулирование
задач, структура урока литературного чтения.
Грель М.И.
II.Учебно-методический
блок:
1.
Использование
электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения,
направленных на совершенствование навыка чтения (с
опыта работы).
Леоник Е.И.
2.
Роль
семьи в становлении учащегося как компетентного читателя (c опыта работы).
Мартынчик О.А.
3.
Развитие интеллектуальных умений как фактор
профилактики утомляемости учащихся
Богданович К. , педагог-психолог
III.Практический
блок:
1.
Разработка
дидактического материала, направленного на развитие орфографической грамотности
младших школьников.
Участники
МО
2.
Подведение
итогов. Рефлексия.
Участники МО
IV. Домашнее
задание: подготовиться
к диалогу по теме занятия.
Участники
МО
V. Разработка и
принятие рекомендаций.
Участники
МО, Грель М.И.
Все
подготовленные материалы сдавать на листе и электронном носителе.
Литература:
1.
Кушнир А. М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению.- Благовещенск,
1991.-13с
2. В. А. Лазарева. – М., 2006. 13. Левин, В.
Когда маленький школьник становится большим читателем.
3.
В. Левин. М., 1994.Введение в методику начального литературного образования.
Занятие 2
Дата проведения: 11.04.2018г.
Форма
проведения: семинар-практикум
Тема: Развитие информационных и
читательских умений учащихся на учебных занятиях I ступени общего среднего образования
Цель:
показать значимость информационных и читательских
умений учащихся на учебных занятиях
Задачи:
- определить эффективные методы и
приёмы работы с целью формирования и развития читательских умений учащихся;
- разработать дидактические
материалы, направленные на формирование читательской грамотности.
I.Научно-методический
блок:
1.
Чтение
как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников.
Кичук
Т.Н.
2.
Требования учебной программы по
литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов.
Рыбак
Л.А.
II.Учебно-методический блок:
1.
Активные
методы и приемы формирования и развития читательских умений учащихся в
процессе обучения учебным предметам (с опыта работы).
Леоник
Е.И.
2.
Совершенствование читательских умений
учащихся начальных классов в процессе обучения учебного предмета «Человек и
мир».
Талеркова И.В.
3.
Формирование и
развитие читательских умений учащихся на уроках русского языка: находить
информацию в текстах, таблицах, схемах, диаграммах, интерпретировать,
анализировать ее и делать выводы.
Грель М.И.
III.Практический
блок:
1.
Посещение открытого
урока па теме занятия.
Леоник Е.И.
2.
Самоанализ
открытого урока.
Леоник Е.И.
3.
Анализ открытого
урока.
Участники МО
4. Оформление
классной библиотеки и уголка читателя.
Участники
МО, библиотекарь Русак Ж.А.
ІV. Работа в группах:
1. Презентация методических пособий с опыта работы учителей
начальных классов.
Мартынчик О.А.,
Леоник Е.И.
Грель М.И.
2. Сотрудничество и обмен опытам между учителями по теме
занятия.
Участники МО
V. Разработка и
принятие рекомендаций.
Участники
МО, Грель М.И.
Все
подготовленные материалы сдавать на листе и электронном носителе.
Литература:
1.
Вучэбная праграма
для І–ІV класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай
навучання. – Мінск, Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;
2.
Кушнир
А. М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению.-Благовещенск,
1991.-13с.
3. Матвеева, Е. И.
Учим младшего школьника понимать текст : Практикум для учащихся : 1-4 классы /
Е. И. Матвеева. – М. : ВАКО, 2007.
4. Неборская, Т. А.
Учим читать вслух и молча : пособие для учителей начал. кл. / Т. А. Неборская.
– 4-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2008.
5. Нелипович З. И.,
Овчинникова Е.В. Легко, с интересом, совершенно читаем и пишем // Пачатковая
школа. – 1999. – №4.
6. Посашкова, Е. В.
Формирование читательских умений младших школьников / Е. В. Посашкова
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : htth://www.lit-studia.ru.
7. Рыжкова, Т. В.
Теоретические основы и технологии начального литературного образования : учеб.
для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Рыжкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007.
8. Cмысловое чтение
– способ формирования универсальных учебных действий младших школьников :
сборник материалов [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
htth://www.lit-studia.ru.
9.
Сушко
Э.А. Обучение чтению: новый подход // Пачатковая школа.-2007.-№2. С.9-14.
10.
Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения. – Минск, Национальный
институт образования, 2012.
11.
Чиндилова,
О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс-минус,
-2001, № 5.
Организационная работа
1.
Изучение
нормативных актов, которые регулируют деятельность на первой ступени общего
среднего образования.
Август-сентябрь,
все учителя
2.
Изучение учебно-методического
обеспечения образовательног процесса в начальной школе.
Август-сентябрь, все учителя
3.
Анкетирование
учителей с целью изучения с опыта работы по оказанию методической помощи в
работе.
Октябрь, апрель, М.И. Грель
Редакционно-издательская
деятельность
1.
Разработка и
издание методических пособий с опыта работы учителей начальных классов.
Все учителя
Организация
внеклассной работы
Подготовка, проведение и участие районных, областных,
республиканских конкурсах.
Руководитель МО М.И.
Грель