ШМО начальных классов

План работы
школьного методического объединения 
учителей начальных классов 
на 2017/2018 учебный год



Методическая тема: «Формирование читательской грамотности учащихся средствами учебных предметов на  I ступени общего среднего образования»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию читательских умений учащихся через участие в мастер-классах, обучающих семинарах.
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования профессиональных умений педагогов по вопросам формирования и совершенствования навыка чтения учащихся.
2.Повышать уровень профессиональных компетенций педагогов путём знакомства с наиболее эффективными методами (приёмами) формирования читательских умений.
3.Создавать условия для реализации компетентностного подхода в преподавании предметов на I ступени общего среднего образования.
Формы работы МО
 1. Заседания методического объединения.
     2. Участие и выступления учителей на школьных, районных МО, семинарах, конференциях, педсоветах.
     3. Повышение квалификации педагогов, прохождение аттестации.
     4. Взаимопосещение открытых уроков.
     5. Проведение семинаров-практикумов
     6.Участие в предметной неделе.
     7. Разработка дидактического инструментария к урокам литературного чтения.
Критерии эффективности
● Овладение учащимися чтением как средством успешного обучения
● Формирование читательской грамотности и успешности каждого учащегося
● Воспитание активного понимающего читателя, умеющего извлекать и преобразовывать нужную информацию.



Заседание школьного методического объединения
Занятие 1
Дата проведения:  06.12.2017г.
Тема: Особенности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования.
Форма проведения: методический диалог
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований.
Задачи:
- распространить успешный опыт в педагогической деятельности творчески работающих педагогов;
- оказать помощь отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. 

I.Научно-методический блок:
1.       Современные требования, предъявляемые к урокам русской  литературы, формулирование задач, структура урока литературного чтения.
Грель М.И.
II.Учебно-методический блок:
1.       Использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения, направленных на совершенствование навыка чтения (с опыта работы).
Леоник Е.И.                                                         
2.       Роль семьи в становлении учащегося как компетентного читателя (c опыта работы).
Мартынчик О.А.
3.        Развитие интеллектуальных умений как фактор профилактики утомляемости учащихся

Богданович К. , педагог-психолог
III.Практический блок:
1.       Разработка дидактического материала, направленного на развитие орфографической грамотности младших школьников.

Участники МО
2.       Подведение итогов. Рефлексия.
Участники МО

IV. Домашнее задание: подготовиться к диалогу по теме занятия.
Участники МО
V. Разработка и принятие рекомендаций.
Участники МО, Грель М.И.

Все подготовленные материалы сдавать на листе и электронном носителе.
Литература:
1. Кушнир А. М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению.- Благовещенск, 1991.-13с
2.  В. А. Лазарева. – М., 2006. 13. Левин, В. Когда маленький школьник становится большим читателем.
3. В. Левин. М., 1994.Введение в методику начального литературного образования.

Занятие 2
Дата проведения:  11.04.2018г.
Форма проведения: семинар-практикум
Тема: Развитие информационных и читательских умений учащихся на учебных занятиях I ступени общего среднего образования
Цель: показать значимость информационных и читательских умений учащихся на учебных занятиях
Задачи:
- определить эффективные методы и приёмы работы с целью формирования и развития читательских умений учащихся;
- разработать дидактические материалы, направленные на формирование читательской грамотности.

I.Научно-методический блок:
1.       Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников.
Кичук Т.Н.
2.       Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов.
Рыбак Л.А.
II.Учебно-методический блок:
1.       Активные  методы и приемы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебным предметам (с опыта работы).
Леоник Е.И.
2.       Совершенствование читательских умений учащихся начальных классов в процессе обучения учебного предмета «Человек и мир».
Талеркова И.В.
3.       Формирование и развитие читательских умений учащихся на уроках русского языка: находить информацию в текстах, таблицах, схемах, диаграммах, интерпретировать, анализировать ее и делать выводы.
Грель М.И.
III.Практический блок:
1.       Посещение открытого урока па теме занятия.
Леоник Е.И.
2.       Самоанализ открытого урока.
Леоник Е.И.
3.       Анализ открытого урока.
Участники МО
4.       Оформление классной библиотеки и уголка читателя.
Участники МО,  библиотекарь  Русак Ж.А.
ІV. Работа в группах:
1.       Презентация методических пособий с опыта работы учителей начальных классов.
Мартынчик О.А.,
Леоник Е.И.
Грель М.И.
2.       Сотрудничество и обмен опытам между учителями по теме занятия.
Участники МО
V. Разработка и принятие рекомендаций.
Участники МО, Грель М.И.

Все подготовленные материалы сдавать на листе и электронном носителе.
Литература:
1.       Вучэбная праграма для І–ІV класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск, Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;
2.       Кушнир А. М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению.-Благовещенск, 1991.-13с.
3.       Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст : Практикум для учащихся : 1-4 классы / Е. И. Матвеева. – М. : ВАКО, 2007.
4.       Неборская, Т. А. Учим читать вслух и молча : пособие для учителей начал. кл. / Т. А. Неборская. – 4-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2008.
5.       Нелипович З. И., Овчинникова Е.В. Легко, с интересом, совершенно читаем и пишем // Пачатковая школа. – 1999. – №4.
6.       Посашкова, Е. В. Формирование читательских умений младших школьников / Е. В. Посашкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : htth://www.lit-studia.ru.
7.       Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Рыжкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007.
8.       Cмысловое чтение – способ формирования универсальных учебных действий младших школьников : сборник материалов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : htth://www.lit-studia.ru.
9.       Сушко Э.А. Обучение чтению: новый подход // Пачатковая школа.-2007.-№2. С.9-14.
10.    Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск, Национальный институт образования, 2012.
11.    Чиндилова, О.В.Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс-минус, -2001, № 5.
12.    http://аdu.by

Организационная работа
1.       Изучение нормативных актов, которые регулируют деятельность на первой ступени общего среднего образования.
Август-сентябрь, все учителя
2.       Изучение учебно-методического обеспечения образовательног процесса в начальной школе.
Август-сентябрь, все учителя

3.       Анкетирование учителей с целью изучения с опыта работы по оказанию методической помощи в работе.
Октябрь, апрель, М.И. Грель
Редакционно-издательская деятельность
1.       Разработка и издание методических пособий с опыта работы учителей начальных классов.
Все учителя
Организация внеклассной работы
Подготовка, проведение и участие районных, областных, республиканских конкурсах.


Руководитель МО                                                                      М.И. Грель